Петр Градовский
Алиса Москвина
Парапсихологическая помощь
Парапсихологическая помощь
Петр Градовский
Алиса Москвина

Что я думаю о книге Патрика Данна «Магия эпохи постмодерна. Искусство магии в информационном пространстве современной эпохи» СПб., 2008 год. Человеку, интересующемуся непознанным, эта книга может быть интересна по нескольким поводам. Перечислю эти поводы, а затем расскажу о том, насколько автору удалось реализовать свой замысел.

Замысел автора состоит в том, чтобы описать магию в виде набора ключевых навыков и представлений о мироустройстве, то есть он хочет описать магию как определенный подход. Замысел достаточно амбициозный, так как автор излагает не подход какой-то отдельной традиции, например, вуду или шаманизма (подобных книг очень много). Напротив, он пытается построить свой собственный подход. При этом использует идеи, взятые из современных научных представлений о человеке.

Преподаватель современной литературы в одном из колледжей (а в западной университетской традиции философия часто попадает именно в разряд «современная литература») опирается на некоторые идеи психологии, семиотики (наука о знаках) и лингвистики. И мне, кандидату философских наук, это тем более интересно.

 ***

Один мудрец как-то сетовал на сложность передачи своего уникального личного опыта ученикам. Он говорил примерно следующее: «Как мне, тому, кого однажды укусила змея, рассказать вам, которых змея не кусала, о том, как это бывает, когда тебя кусает змея?!». Действительно, как?

Как вы, наверное, поняли, что он говорил образно. Укус змеи – это символ внезапного озарения, после которого все делится на До и После. Тот, кого однажды укусила змея, никогда этого не забудет. А речь там у них шла об определенных философских идеях. (Кстати, размышляя об этой книге, к философии мы еще вернемся).

По большому счету, нет разницы, о чем идет речь: философия или математика, медицина или инженерия, военное дело или спорт, приготовление украинского борща или ремонт квартиры. Если на вас снизошло откровение, если вы почувствовали энергию мастерства, энергию совершенства и гармонии в своем деле, таких вещей не забудешь.

Так вот этого Патрика змея кусала. Не очень сильно и не очень часто, как станет понятно далее, но чувствуется, что человек что-то понял. И поэтому книга любопытная, в отличие от большого числа других книг, где пересказываются чужие тексты.

Очень часто тот, кто чего-то понимает в своей профессии, не может об этом написать. Рассказать – пожалуйста, а вот написать – нет. Специфика устного рассказа в том, что он всегда персональный, адресный. Учиться по книгам, в этом смысле, занятие не то, чтобы пустое, а изначально ограниченное тем обстоятельством, что написанное предназначается не лично Мне, а каким-то Мы. Рано или поздно любой будущий Мастер приходит к выводу о том, что ему необходим Учитель. Но что делать до тех пор, пока Учителя нет? Читать о том, как другие описывают, как их укусила змея.

Вот что мы читаем дальше. На странице 17 автор выдает себя с головой: «Однажды мне довелось беседовать с магом, который после магических ритуалов страдал от головных болей и чувствовал себя изнуренным. Я никогда не понимал людей, рассказывающих о подобных вещах, хотя и не сомневался в их искренности». Если бы не мой интерес ко всему новому, и не понимание того, что я написал выше, на этом можно было бы и завершить чтение. Дело в том, что если маг не устает в результате своей работы, то, скорее всего, это означает, что он ничего не делает.

Есть, к примеру, в Москве (и не только в Москве) такие «умельцы», которые в день принимают по 50, а то и 80 человек. Титаны! Все с ними понятно. С другой стороны, как говорил, кажется, Боткин, если после разговора с врачом пациенту не стало лучше, значит, это плохой врач. То есть, если после разговора стало лучше, значит – хороший. Наверное, к таким «магам» и попадают те, с кем надо поговорить. Обратите внимание, что ему «однажды» (а не большее число раз) встретился такой маг, который реально вкалывал, проводя ритуал.

В общем, статус Патрика Данна в магии мне понятен, он не очень-то высокий. Хотя, у человека есть навык преподавания, это чувствуется, и поэтому, он последовательно описывает следующие вещи:

Во-первых, магический подход, который связан, как он считает, с понимаем символической связи между разными вещами. Также он считает, что важную роль играет внимание к интуитивному (а не рассудочному) способу ориентации в мире.

Во-вторых, различные представления о реальности (так называемые парадигмы), которыми пользуются маги. А именно: спиритическую, связанную с верой в духов; энергетическую; психологическую; информационную. Это само по себе очень интересно, (как-нибудь вернусь к этой теме).

В-третьих, он описывает инструментарий мага. А именно: специальные знаки, специальные предметы (артефакты), ритуалы.

В-четвертых, рассказывает о тех, кто, как он считает, населяет астральный мир. То есть те силы, с которыми маг взаимодействует.

В-пятых, там есть немного социологии. То есть описание магических групп, различных тайных и не очень тайных сообществ. А также некоторые нюансы жизни мага в социуме. Все это перемежается упражнениями, задача которых заключается в отработке только что полученных сведений.

В общем, перед нами хорошо проработанный учебник. Я не удивлюсь, если через некоторое время в России появятся последователи метода Патрика Данна или еще чего-то, основного на его работах. (Именно поэтому, я, кстати, и решил это написать).

Говоря «хорошо проработанный учебник», я не касаюсь содержательной стороны его взглядов. Там, кончено много вещей нелепых, неточных. А есть некоторые положения, которые, с моей точки зрения, являются очень вредными и опасными. Вот, к примеру, что он пишет (с. 100):

«Что дает духам взаимодействие с людьми? Принцип оплаты труда, принятый в нашей относительно молодой капиталистической модели, в отношениях между людьми и духами однозначно не действует… Духи обладают более простой [нежели люди] ментальной структурой. Поскольку их разум всегда и полностью пребывает в состоянии осознанности, они не могут устанавливать бессознательные связи, как это делают люди. При этом, будучи символическими существами, они способны развиваться, только устанавливая символические связи.

Так что, общаясь с людьми, они заимствуют нашу способность к совершению прорывов. Например, они обнаруживают неожиданные смысловые связи в тех просьбах, с которыми мы к ним обращаемся … Им не нужна наша энергия, они хотят знать, как люди мыслят об «энергии» как о символе». Отсюда понятно, почему некоторые духи работают «бесплатно».

То, что вы сейчас прочитали – это очень хитрый текст. Обратите внимание, слово «бесплатно» в заключительном предложении в оригинале взято в кавычки. С моей точки зрения, это умная и разрушительная провокация, рассчитанная на тех, кто имеет вкус к абстрактным идеям, кто восприимчив к новому, и хочет изменить свою жизнь. Интересно, он сам понимает, что пишет?..

Мне заранее жаль тех способных к эзотерике людей, которые будут не только читать, но и действовать в соответствии с этими идеями. Да, что там говорить о способных к эзотерике людях! Примерно раз в месяц ко мне приходят за помощью целители, у некоторых из которых, даже есть свои школы. Им требуется помощь. А причина их проблем в том, что произошло что-то вроде этого (с. 49-50):

«Предположим, вы решили развивать память.  В этом случае вам предстоит работать с элементом, наиболее тесно связанным с мышлением, а таковым, разумеется является Воздух … Придумайте символическую сцену, соответствующую вашему желанию … Повернитесь лицом к востоку (это направление соответствует Воздуху). Произнесите нараспев:
Паральда, я взываю к тебе, правитель сильфов, приди и помоги мне! Приди, Ариэль, и дай мне память!»
В чем же тут подвох? Подвох в том, что в магии бесплатно никто ничего делать не будет. Представьте, что вы нанимаете бригаду строителей, они вам ремонтируют дом. А потом, когда все закончено, вы говорите им, что плата за работу заключается в их удовольствии от созерцания ими же созданной красоты. Прямо как в том анекдоте, когда клиент отказался платить женщине легкого поведения, мотивируя это тем, что она, дескать, и так получила все, что хотела!

***

В заключительной части я отмечу, чего не хватает в тексте, претендующем на философию магии. Если кто-то решит размышлять на эту тему, то одним из центральных моментов, с моей точки зрения, является идея Таинства. 

Патрик Данн исходит из определенного понимания личности. Согласно этому пониманию, «то, что позволено Юпитеру, позволено и быку». Нет никакой иерархии, сознание всех людей устроено примерно одинаково. Поэтому никаких Таинств в подлинном смысле этого слова не существует. Таинство в таком понимании – это, то, по поводу чего отсутствует информация. Отсутствует в том смысле, что пока что не встретилась, не было времени разыскать. На этом зиждется протестантизм: никаких таинств, никакого священства, никаких ритуалов. Собрались, почитали Евангелие, попели псалмы, готово дело.

Противоположный подход исходит из идеи о том, что существует иерархия разных личностей. А центральным моментом эзотерического Таинства является взаимоотношение Учителя и Ученика.

9 комментариев

  1. Hednigarna
    Hednigarna 11 янв 2010 в 16:51
    Спасибо! Поняла Ваши слова. Пусть люди перестают боятся жизни, нежели смерти...)) И да помогут в этом специалисты ! Я с детства боялась Американцев, они казались мне куклами...
  2. Пётр Михайлович
    Пётр Михайлович 11 янв 2010 в 14:16
    Hednigarna, мое отношение к этой теме таково, что, как говорится, "кому - арбуз, а кому - свинной хрящик". Кому-то нужно через все это пройти. Достигается ли методами саентологии подлинное воспоминание прошлых воплощений, я не знаю, так как не владею этой методикой. Предположение у меня на этот счет есть, но это именно предположение. Я думаю, что здесь важно не ЧТО делается в отношении человека, а КТО сам человек, какая личность. Специалисты в области гипноза могут вызвать у человека очень яркие картины доисторической жизни с динозаврами, и птеродактилями и т.п. Будет ли это настоящей памятью о прошлых жизнях? Я сомневаюсь. Говорят, что настоящее воспоминание о прошлых воплощениях круто меняет жизнь человека, ибо после этого перестаешь бояться смерти. Меня очень развеселило последнее замечание насчет "американских вещей". Я тоже периодически ловлю себя на таких мыслях.
  3. Hednigarna
    Hednigarna 10 янв 2010 в 22:24
    Спасибо). Как это я пропустила такую интересную статью. Когда начала читать описание, подумалось, что Патрик Дан- это один из приверженцев Саентологии. Посмотрела в поисковиках-да, может быть и не состоит в Международной Церкви Саентологии, но говорит о вещах в их ключе, и поэтому с любовью внесён в некоторые списки их литературы. Есть у меня приятель, у которого мама в Мюнхене обучалась дианетике и саентологии. И вот она его "тягает" по прошлым жизням. Хотя, по его словам, в морально-этическом отношении она себя не реализовывает и у них постоянно ссоры в их неполной семье. Ну, конечно, начальный уровень в трудах дианетики, предназначенный для простого человека, исходя из записей, которые я слушала, использует весьма сильные приёмы риторики, чтобы достучаться до любого "техногенного" человека и доказать, что мы не просто физические тела, объяснить различные системы и принципы мышления и взаисосвязей. Всё объясняется с научной точки зрения, весьма логично и целесообразно. Но чем дальше слушаешь, тем больше понимаешь к чему это ведёт. Тем более, в Америке известны прерогативы таких организаций. Саентологи даже придумали специальные приборы, способствующие выводу человека в прошлые жизни. А уже высшее мастерство- человек проходит ступени обучения и выводит другого в прошлые жизни с помощью специальных команд! Истово утверждают они, что без гипноза. Что у всех опасно, а у них -нет. И вот этого приятеля мама его переодически делает ему процессинг. Хабборд извиняется, что он аж 7 лет разрабатывал эту технологию. Вот пример рекомендаций из начала процессинга с кучей их собственных терминов. "Шаг второй: "Установите повиновение преклиру некоторой части комнаты одитинга. Здесь он должен начать с некоторого уровня знательности. Он должен ЗНАТЬ, что он сам, когда ему скажут это сделать, может достичь некоторой уступчивости от части комнаты одитинга. Это включает его собственное тело.Таким образом мы получаем: "ТЫ усади это тело в этом стуле.Спасибо"; "ТЫ заставь это тело продолжать лежать на этой кровати. Спасибо". Так вот поскольку, не смотря на оперирование наукой, это всё же секта, то они даже онлайн процессинг активно пропагандируют в интернете. Любой человек, якобы, может этому обучиться. Как раз то, что Вы отметили об иерархии. И я бы может не верила, если бы человек мне не рассказывал весьма очевидные вещи. Они видят картинками прошлые жизни, и считают, что видя свои смерти, они очищаются, проходя через эмоции. Ну, другого я от него, по крайней мере не слышала. Все его римеры "выходов" были о том кем он был как он умер. Но это надо делать, якобы, часто и регулярно вкупе с прослушиванием остального. Когда-то в своё времявытаскивала пару еговистов. Не вышло. Как-то прочла и поняла, что нельзя человека лишать его "веры", какой бы она ни была, разубеждать его в каких-либо убеждениях, ибо, мол, пропадёт всякое желание у него потом. Вот и тут человек как бы сомневается ещё- не нравится ему что это секта и не верит ещё своим глазам.. Но я не вмешиваюсь. Наоборот пробежалась, чтобы быть в курсе. Впринципе, из вышеизложенного Вами материала я представляю ваше мнение на сей счёт)), но всё же, хотелось бы услышать. Я лично вообще никакие Американские вещи не приветствую впринципе.
  4. Пётр Михайлович
    Пётр Михайлович 28 авг 2009 в 00:42
    Alexandra, не знаком с этим человеком.
  5. Alexandra
    Alexandra 20 авг 2009 в 16:28
    Петр Михайлович, а что Вы думаете о Вячеславе Губанове? По-моему, совершенно талантливый человек. Смотрела видео с его семинаров и открыла для себя кучу всего интересного. Хотелось бы узнать ваше мнение.
  6. Ирина
    Ирина 28 июл 2009 в 17:55
    На одном известном книготорговом сайте, я нашла еще одну книгу этого автора (искала вышеуказанную). Патрик Данн "Директора и дилеммы. Истории с передовой", и ниже аннотация. У меня возникло впечатление, что этот автор наверно знает ВСЕ. Ну уж никак не назовешь Патрика Д. узким специалистом в какой то определенной области. Кажется, что человек просто ищет тему, на которой он мог бы заработать. Я уже не хочу читать его книгу о магии. Ну как если бы я встретила книгу Кастаньеды с названием, к примеру: "Бизнес и карьера"
  7. Марина
    Марина 22 июл 2009 в 23:14
    Понятно, спасибо за ответ.
  8. Пётр Михайлович
    Пётр Михайлович 22 июл 2009 в 20:17
    Смотрел только лишь его книгу про эгрегоры. Что такое эгрегоры Некрасов не понимает, особенно в части финансов.
  9. Марина
    Марина 21 июл 2009 в 21:32
    Петр Михайлович, спасибо за экскурс, было интересно. Знакомы ли вы с книгами Анатолия Некрасова и что думаете о его деятельности? Это не магия, но, на первый взгляд, его подходы показались мне близки к теме эзотерики.